Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования дорожно-транспортных происшествий, где пострадали пассажиры, пешеходы, водитель, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза ДТП, которую в различных случаях называют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Интересно то, что ни одно из вышеизложенных наименований дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и верным, но про это позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) в настоящее время остается самым редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза обрела свое уникальное наименование более семи лет тому назад, большинство юристов, судей, адвокатов, следователей все также назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь класс исследования, не определяя вида экспертизы.

Из-за такого абстрактного и общего обозначения данной экспертизы, в общей практике довольно часто всплывают ситуации, когда в офис какого-нибудь учреждения, где присутствуют тоже «автоэксперты» (оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей), приходят материалы дела, где необходимы специальные знания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожной разметки, дорожных знаков).

И тогда возникает нехорошая ситуация, когда дело возвращается в следственные или судебные инстанции без надлежащего исполнения, в результате чего установленные сроки не выдерживаются по причине элементарной безграмотности участников судебно-следственного процесса.

Цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: обочин, состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия;

• состояние дороги в месте происшествия, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности (невозможности) всестороннего восприятия водителем сложившейся ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения происшествия;

• установление значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение транспортных средств и прочих участников на месте происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения транспорта и прочих объектов по поверхности автодороги;

Выяснение факторов, непосредственно связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, способствовавших возникновению ДТП: неблагоустроенность дороги, неверное расположение дорожных знаков, отсутствие необходимых дорожных знаков, неверная разметка дорожного полотна и прочие негативные особенности дорожной обстановки.

Для проведения судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы эксперту требуется предоставить имеющиеся материалы гражданского, уголовного, административного дела, которые относятся к происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу необходимо знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо глубокое изучение имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.